Меню сайта
Москва, метро Шаболовская, Ленинский проспект, дом 15

Школа телевидения на Шаболовской

DIGISPOT обучение
Подготовка специалистов в области кино, телевидения и радио. Школа телевидения на Шаболовской
 
Ковригина Анна

Прогулка по Москве купеческой

Архитектурная фотография — это жанр фотографии, фотосъемка архитектурных сооружений с целью получения документального снимка, создающее необходимое представление о внешнем виде снимаемого объекта или его деталей, а также фотосъемка для создания выразительного художественного образа, передающего характерный стиль эпохи, национальные и географические особенности зданий и прилегающей местности. Архитектурная фотография начинается тогда же, когда начинается фотография. Это происходит в середине XIX века, в эпоху технически новой архитектуры. Это еще и эпоха сознательного урбанизма, и основания Парижского географического общества, и первого коллектива архитектурных фотографов под руководством Эдуарда Бальдюса — родоначальника профессии. По заказу городских властей фотографы фиксируют город, который переживает серьезные изменения. Составляется перечень объектов города, которые являются его безусловной ценностью. Уже в то время были выработаны определенные требования к съемке архитектуры. По возможности фронтальная съемка фасадов, угол падения света под 45°, чтобы подчеркнуть фактуру, детали фасадов. Фотоаппарат середины XIX века имеет независимые доски объектива и пленки, таким образом есть возможность двигать объектив параллельно пленке, опуская горизонт и сохранять параллельность вертикалей. Это то, что сейчас делают шифт-объективы. Из-за отсутствия широкоугольных объективов Эдуард Бальдюс разрабатывает технику фрагментарной фотосъемки и последующей склейки и печати композитного изображения. Его потомки — Маркус Брунетти, снявший за девять лет 42 фотографии фасадов Европы, каждая из которых состояла из примерно полутора тысяч фрагментов, снятых длиннофокусным объективом с разных точек города и потом скорректированных и склеенных. Бренд и Хил Бехеры — основатели дюссельдорфской школы фотографии. Они перенесли техническую фотографию в современное искусство. Нельзя не упомянуть Эжена Атже, снимавшего Париж и только Париж. Последователи Атже — это фотографы-романтики, которые передавали свой внутренний мир, снимая мир внешний. А дальше ХХ век. Технический прогресс в фотографии привел к тому, что фотография стала массовой. Но эта эпоха подарила миру такого замечательного фотографа, как Альберт Ренгер-Патч, кто внес повседневность в обиход архитектурной фотографии, снимая как памятники архитектуры, так и городские виды как памятники. Именно он начинает снимать и показывать красоту промышленных объектов. Именно он показывает, что все увиденное камерой становится прекрасным.

И конечно, нельзя не упомянуть Баухаус (учебное заведение) и одного из его основателей Ласло Мохой-Надь — теоретика фотографии новой визуальности. Что здесь происходит? Камера съезжает со штатива и в фотографиях появляется новый ракурс, где вертикали становятся диагоналями. Появление узкой пленки также способствовало тому, что штатив отпал и мир увидел новые ракурсы.

Перескочив целый этап в мире фотографии, мы переходим к человеку, сформировавшему современную архитектурную фотографию второй половины ХХ века — Люсьен Эрве. В его фотографиях архитектура перестает быть памятником. Появляется диагональный свет и архитектура преподносится как нечто тактильное и осязаемое. В дальнейшем архитектурная фотография тесно переплетается с современным искусством. Проникает в рекламу. Меняется. Но принципы её остаются неизменными.

При архитектурной съемке наибольшее значение имеет выбор точки съемки по высоте, отдаленности и углу съемки, а также ракурс. Именно это определяет общую композицию кадра, перспективу, соотношение планов. Архитектурная фотография может содержать выбранный фотографом объект съемки или его часть. Симметрия, асимметрия, направленность линий, правило третей — все это используется для привлечения внимания зрителя.

Существенное значение для архитектурной съемки имеет освещение. Освещение зависит от времени суток, времени года и погоды. Боковой солнечный свет лучше выявит фактуру поверхности и рельеф декоративных элементов здания. При облачности светотень практически отсутствует, поэтому в пасмурный день не получится правильно передать форму и фактуру объекта. И если малоконтрастное освещение не позволяет передать форму, то высокий контраст приводит к потерям деталей в светах и тенях. Поэтому в архитектурной съемке большое значение имеет применение брекетинга. 

Для съемки архитектуры применяется широкоугольный или сверхширокоугольный объектив. Принципиальное значение имеет вертикальность и прямолинейность вертикальных линий в кадре. При съемке зданий с уровня земли существует несколько сложностей. И одна из самых распространенных — сходящиеся по направлению к вершине здания вертикальные линии. Этот эффект можно использовать для создания динамики изображения в художественной фотографии. Но если требуется отобразить здание четко вертикально, тогда камеру следует держать параллельно объекту, что весьма проблематично. Здесь на помощь приходит объектив тилт-шифт, который обладает функцией наклона и поворота, позволяя перемещать оптическую ось объектива, исправлять перспективу и менять форму объекта. Сверхширокоугольный объектив «рыбий глаз» может быть использован для создания визуального эффекта, добавляющего объем зданию. Длиннофокусный объектив позволит отобразить мелкие детали, выделить наиболее ценные элементы, подчеркивающие уникальность здания. Очень важна светосила объектива. Так в условиях недостаточного освещения и без штатива такие объективы дают прекрасное качество изображения и позволяют красиво размыть фон.

Большое фокусное расстояние увеличивает дрожание камеры. Во избежание этого рекомендуется воспользоваться пультом дистанционного управления или функцией таймера.

Для съемки архитектуры незаменимым помощником будет штатив. Съемка со штатива позволяет решить задачу передачи диапазона яркостей, а также получить методом многократной экспозиции правильное отображение свето-теневого рисунка. В ночное время суток съемка со штатива помогает создать художественные фотографии при использовании длинной выдержки.

Что касается использования вспышки в архитектурной фотографии, то здесь надо сказать, что вспышка способна подсветить только ближайшие к нам объекты. Так что снимать отдаленные объекты со вспышкой бесполезно — они останутся темными.

Также в архитектурной фотографии применяются фильтры для объективов. С помощью поляризационного фильтра облака на фоне голубого неба становятся более контрастными и устраняется отражения на окнах. При помощи нейтрального фильтра, который позволяет увеличить выдержку без пересвета, можно слегка размыть бегущие облака, благодаря чему здание выглядят более резким.

Не менее важна постобработка фотографий, что позволяет убрать перспективные искажения, дисторсию и поработать с цветом и светом.


Поделиться в социальных сетях:


Мастерство фотохудожника
Срок обучения
9 мес
Время занятий
Вечер 19:00-22:00
Занятий в неделю от 3 до 5
Возраст слушателей от 16 лет
^ Наверх