Меню сайта
Москва, метро Шаболовская, Ленинский проспект, дом 15
Москва, метро Шаболовская, Ленинский проспект, дом 15

Школа телевидения на Шаболовской

DIGISPOT обучение
Подготовка специалистов в области кино, телевидения и радио. Школа телевидения на Шаболовской
 
Школа телевидения на Шаболовской

Драматургия экранных искусств

Кинематограф без преувеличения можно назвать самым массовым видом искусства, который является неотъемлемой частью жизни человечества. Его интеграция позволила раскрыть многогранность возможностей киноиндустрии и обосновать теорию драматургии - гармоническую композицию цельного художественного образа. Благодаря сбалансированному единству выстроенного сценария постановки, сюжетная концепция произведения заставляет держать зрителя в эмоциональном напряжении и переосмысливать горизонты духовных ценностей реальности.

Структура и содержание модуля драматургии: особенности создания сценария

Освоение кинодраматургии предусматривает раскрытие и изучение главных тенденций сценического мастерства. Ее построение основывается на создании своеобразного репертуара, отвечающего законам художественно-эстетической режиссуры, определении сюжетной роли в общественной жизни. Язык драматургии служит демонстрацией реалистического и романтического отображения действительности заданного периода времени. Именно доминирующая позиция реализма, которая предусматривает постановку картины на основе фактов или личных наблюдений, служит главным отличием кинодраматургии от других видов искусства.

Образ как единица общения в искусстве

Создание драматургического образа осуществляет отражение динамики действий сюжетной линии, путем разворачивания событий и поступков персонажей. Именно от его выразительности зависит, на сколько предложенный режиссером сценарий будет интересен и понятен зрителю. Исходя из того, что движущей силой драматургической сюжетно-образной концепции является конфликт, построение информационного образа предусматривает формирование двух сил сюжетного столкновения: героя и антигероя. Выстраивание их взаимоотношений порождает творческий симбиоз, который влияет на восприятие сюжета и вырабатывание эмоциональной реакции зрителя.

Постановка интересного события, закрепленного динамичной сюжетной линией и фактурными образами, пробуждает приток переживаний, напряжения, любопытства, которые перевоплощаются в психологическое умозаключение. Профессионализм в создании кинодраматургии выступает гарантом высоких рейтингов, увеличивающих успешность и прибыльность воплощения сценического мастерства. Поэтому даже в создании телепрограмм драматического направления, следует руководствоваться принципами правильного построения информационных образов.

Время – основной инструмент выражения в кино

Основными компонентами драматургической композиции произведения являются:

Каждый эпизод драматургического сценария предполагает тесную связь во временном пространстве. Это способствует целостности и взаимосвязи эпизодических частей сценария, единству художественного замысла. Время помогает расположить события по мере развития конфликта, упорядочить действия.

Напряженность сценария: смена ритма

Интрига в основе драматургии экранного искусства - главное правило создания интересного, захватывающего и увлекательного сюжета. Динамично нарастающая напряженность сценария позволяет заинтересовать зрителя. Данная схема актуальна в разных сферах общественного вещания. Как фильмы, так и телевизионные программы в построении своего сценария придерживаются концепции последовательной смены ритма напряженности, что позволяет удерживать эмоциональное настроение публики в нужном русле, обеспечивая массовый интерес и эксцентричное зрелище.

Алгоритм смены ритма сюжетной конструкции отталкивается от главных принципов подачи информации. Исходя от функциональной последовательности сюжета, который предусматривает экспозицию, завязку, основное действие, кульминацию и развязку, напряженность имеет накопительный характер. В отдельных эпизодах сценария ее ритм предусматривает волнообразность насыщенности и разворачивания.  При этом очередной спад не должен опускаться ниже предыдущего уровня накала страстей. Напряженность действий плавно повышается к достижению кульминационной точки, где осуществляется переплетение всех сюжетных линий и выражается главная идея фильма. Длительность интригующих эпизодов должна быть сбалансированной и точно соответствовать их значимости.  Конец повествования предусматривает сброс ритма напряженности. В ином случае кинематограф намекает на продолжение сюжета, оставляя зрителя наедине со своими догадками и фантазиями.

Визуальные и музыкальные составляющие сценария

Драматургический сюжет произведения предусматривает применение эмоционально-выразительных компонентов, таких как хореография, поэзия, музыкальное сопровождение. Их гармоничное сочетание способствует эмоциональному и эстетическому восприятию сюжетной конструкции.

Наполнение литературного сценария визуальными и музыкальными эффектами фокусирует зрителя на восприятии яркой образности, обеспечивая зрелищность представления. Данного рода оформление пробуждает у наблюдателя фантазию и домыслы, заставляя полностью погрузиться в заданный сюжетный ритм.

Музыка в кинодраматургии имеет многофункциональное назначение. Она нагнетает и разряжает атмосферу основного действия, разграничивает эпизоды и помогает создавать фантастические образы в зрительском воображении.

В ином ракурсе, музыкальное наполнение произведения позволяет подчеркнуть актерскую роль, определить характеристику его образа.

Визуальные составляющие кадра эстетически воздействуют на взгляд зрителя, притягивая его внимание к главным образам. Определенное расположение графических элементов, цветовой схемы и света создают зрительный поток, который акцентирует наблюдателя на определенном фрагменте композиции. Это позволяет придать картине динамичности и органичности. При этом каждый элемент визуализации должен быть синхронизирован с окружающим пространством, что гарантирует создание общей панорамы действия с отдельной точкой фокусировки внимания.

Преподаватель(и) предмета:

Чиркина Марика Рудольфовна

Чиркина Марика Рудольфовна

Марика Рудольфовна, выпускница двух факультетов ВГИК по специальностям "Продюсер кино и ТВ" и "Кинодраматург", мастерская Нехорошева Л.Н.. Автор сценария 8-мисерийного ТВ-фильма "У вас будет ребёнок...", реж. Алеко Цабадзе, 2014г. С 2016 года является членом Гильдии сценаристов Союза Кинематографистов России. Ассистент-преподаватель по...

Изучается на следующих программах обучения:

Сценарист-драматург

Сценарист драматург кино и телепрограмм

Курс предназначен для всех, кто относится к созданию кино и телевизионных программ, как к созданию произведения искусства, кто не ищет в работе в личных выгод в виде лёгких денег или славы, и кто не считает экранное искусство просто одним из доступных способов приятно провести время. Программа курса рассчитана на тех, кто хочет научиться писать...

^ Наверх